Печать PDF

В поддержку отечественного производителя?


Налог в пользу автопрома  — региональная точка зрения


Кто бы спорил: лозунг «Покупай отечественное!» появился вовремя. Каждый, кто пытался закрутить польский шуруп польской отверткой или зажечь китайскую одноразовую зажигалку, это понимает. Однако есть товары, производить которые мы еще не умеем, — например, автомобили. Недавно ТВ показало дискуссию: право ли государство, вкладывая огромные деньги в «АвтоВАЗ» и устраивая завалы на пути автомобильного импорта, или нет? Слушал я умных людей и вспоминал приятеля, в самом конце перестройки купившего себе новенький «Москвич» (была такая машина). До дома он доехал — что да, то да, но потом взял в руки гаечный ключ и начал подтягивать все гайки — ни одна не была затянута до конца!

Сдается, дай этим рабочим на этом заводе собрать элитный «Мерседес» из оригинальных деталей, у них все равно получится автотелега, которая сломается через первые 10 км пути. Но об этой беде российских автосоздателей на дискуссии даже не поминали!

Да и у меня был «Запорожец», который сломался на первых 100 км своей жизни. У него в двигателе находился балансирный вал, который крепился особой фигурной гаечкой. Так вот, эту самую гаечку на заводе просто забыли поставить!

Нет, я не прочь поддержать отечественных производителей, вот только поддержат ли они меня?

Езда на дровах

Что до иномарок...  Однажды мы с приятелем купили «Opel Kadett» за 300 долларов. Машина 1973 года выпуска выглядела еще весьма и весьма и бегала довольно лихо. Правда, когда мы возвращались домой на своей покупке, у нее на полном ходу открылся капот и ветер уложил его на ветровое стекло. Но в остальном…

Второй конфуз случился в Черняховске, через полгода безупречной работы хитрой машины. «Opel», выруливая со двора, соскочил с бордюра на мостовую, его ощутимо тряхнуло, и… кузов подо мной провалился!

Представьте себе: машина резво прет поперек улицы, передо мной — только нижняя часть руля, а кресло, на котором я сижу, с грохотом волочится по камням… Короче, педали тормоза и сцепления я выжимал руками! Потом выяснилось, что днище авточуда давно прогнило и было заменено чем-то вроде картона, покрытого антикоррозионной мастикой. Мне повезло, что кресло рухнуло на выезде со двора, а не на трассе: несмотря на свой почтенный возраст, 120 км «Kadett» выжимал шутя.
Но голь на выдумки хитра: мы настелили на дырку доски и закрепили на них кресло металлическими скобами — и наш «Opel» верно служил еще год! А двигателю ни разу не понадобилось никакого, даже самого небольшого ремонта.

Интересно, сколько работы потребовал бы за эти полтора года «Москвич»?

Кому — вершки, кому  — корешки

Ну, и что мы имеем с гуся? Мы имеем действия правительства, направленные на поддержку нескольких десятков тысяч человек, работающих на наших автозаводах, за счет остальных 120 млн россиян.

Кто бы спорил, мы должны подумать и о ВАЗе, и о ГАЗе, но только если они подумают о нас. Вазовские сборщики мне, конечно, соотечественники, но ведь и я им тоже!
Один мой знакомый, владелец крупной авторемонтной станции, купил себе комплект аппаратуры для диагностики автомобилей — он собирался получить лицензию и проводить ТО. Удалось или нет — не знаю, но результаты проверки аппаратуры были таковы: три «Мерседеса» выпуска начала века диагностику прошли успешно, а из партии новеньких ВАЗов разных моделей  всем нормативам соответствовала только одна машина!

Всем сестрам по серьгам

Разумеется, политика Москвы, направленная на защиту местного производителя методом «Тащить и не пущать», не нравится нигде, кроме Тольятти и Горького. Но больше всего недовольны на Дальнем Востоке и в Калининграде — в регионах, где тысячи человек зарабатывали себе на пропитание автомобильным бизнесом. Но столица это проигнорировала: у нас все равны, и преимуществ не может быть ни у кого.

Лукавство: жители Краснодарского края абсолютно бесплатно живут на курорте, в Астрахани икра на рынке стоит вдвое дешевле, а в Москве есть метро, которое работает без пробок! И что теперь — лишить москвичей, краснодарцев и астраханцев их незаслуженных преимуществ?

С другой стороны, должна же у нас быть какая-то компенсация за неудобства! Дальнему Востоку — за отдаленность от центра, Калининграду — за границы. Это же не мы сами устроили такой раздел Союза, что оказались за рубежом? Вот и «КД авиа» полеты приостановила, осталось только Литве железную дорогу на ремонт поставить — и добро пожаловать в осаду! Один паром всех желающих не обеспечит, даже если пассажиров станут размещать на грузовой палубе.

Хотя это — разговор в пользу бедных. Автоиндустрия имеет посланцев во всех властных структурах, свое лобби в правительстве, свои газеты и своих людей на телевидении. Тех же, кто связан с бэушными автомобилями, может, и не меньше, чем рабочих на «АвтоВАЗе», но они каждый сам по себе и единой, организованной силы не представляют, а потому и противостоять системе не могут.

Но мысль о том, что какая-то компенсация за анклавное положение должна быть, право же, заслуживает обсуждения…

Хиты: 6098
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2025
Рейтинг@Mail.ru