Эмоции прошедшей недели
Как по-новому бороться с коррупцией, где находится гражданское общество, в каком месте будем дружить народами, а также что мешает малому судоходству на Преголе и есть ли повод для оптимизма у нуждающихся в жилье — вот о чем задумался обозреватель «ТР-Калининград» на этой неделе
Новации недели
Будем откровенны: пока что борьба с коррупцией у нас не получается. Есть подозрение, что все дело в традиционных методах, которые не изменились со времен Петра I, разве что погуманнее стали — теперь головы мздоимцам не отрубают. Видимо, поэтому некоторые особо креативные стали всерьез задумываться над альтернативными способами изживания оного зла, то есть взяточничества.
На днях, например, председатель Уставного суда КО Александр Куликов предложил «декриминализировать деяние по даче взятки» — проще говоря, не считать это преступлением. А что? Идея богатая: коли вдуматься, то таким путем можно побороть не только коррупцию, но и вообще преступность. Если, например, кражу не считать преступлением, то у нас сразу исчезнет такой вид противоправной деятельности, как воровство!
Справедливости ради, мы здесь не первые: в свое время в Турции тоже пытались легализовать взятки, зачисляя их в доходы чиновников. Но эффекта это не дало, поскольку турок подвела жадность: они обложили взятки налогами. По-видимому, господин Куликов это учел, поскольку предложил «соответствующее изменение налогового законодательства — о возможности вычета суммы взятки из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для юридических лиц и подоходного налога — для физических лиц».Непонятно одно: это облегчение только для взяткодателей или для взяткобрателей тоже? Как бы такой подход не побудил их брать больше и больше... Хотя какая разница, если это не преступление?
Гражданское общество недели
Приятная новость, господа читатели: оказывается, это неправда, что у нас нет гражданского общества. Оно не только есть, но даже здравствует, процветает и развивается с пугающей скоростью — просто обыватели неправильно понимают, из кого оное общество состоит и где концентрируется.
Тайна сия открылась на днях, когда вице-премьер облправительства Елена Волова представила миру госпрограмму «Развитие гражданского общества». Программка скромная, всего-то на 4 млрд рублей до 2020 года. Так вот, согласно этому документу, гражданское общество в КО состоит из (цитирую) «областной Думы, областной избирательной комиссии, Общественной палаты, уполномоченных по правам человека, ребенка и предпринимателей...»
Кроме того, в ту же программу входят расходы на содержание депутатов Госдумы от Калининградской области и сенатора, а также агентства ЗАГС и Контрольно-счетной палаты региона. И еще расходы на «формирование позитивного имиджа» властей, разумеется. Ну, кто будет отрицать, что у нас есть гражданское общество? Можно даже сказать, сообщество. И в самом деле: разве чиновники — не граждане? Следовательно...
Осталось немногое: убедить население, что гражданское общество в регионе уже создано и не бедствует, то есть можно по этому поводу больше не париться.
Дружба недели
Будем толерантны, господа: никто, по крайней мере во властных структурах региона, не спорит, что дружба между народами — это хорошо и дружить надо. Непонятки только с тем, как именно процесс дружбы осуществлять и особенно где именно это (то есть дружить) делать. Судя по всему, выбору места для осуществления упомянутой дружбы и власти, и руководство диаспор уделяют особое внимание.
Ну, согласитесь: с тем, что Дом дружбы в КО строить надо, все единодушно согласны. Проект Дома, причем халявный, тоже нашелся: в Мордовии в таком здании уже дружат, а мы что — хуже? Вопрос только в том, куда это здание впихнуть. Нет, конечно, вообще-то постройку полагается проектировать под окружение и ландшафт, а не наоборот, но дружба — дружбой, а экономию еще никто не отменял...
Короче, уже который месяц власти носятся с этим Домом дружбы, пытаясь пристроить его то в центре, то на окраине, то на одной улице, то на другой, но все неудачно. И почему, по мнению диаспор, предлагаемые им места не подходят для дружбы — загадка. Восток — дело тонкое, русскому человеку непонятное...
Впрочем, не все так плохо: вроде бы диаспоры примирились на острове и даже на отдельном здании уже не настаивают, а согласны на несколько этажей в будущем бизнес-центре. Пока, во всяком случае... Но только расслабляться рано: когда все окончательно решат, где дружить, встанет вопрос: а как это делать?
Открытие недели
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух... Хотя многие сомневаются, что это именно просвещение, и намекают, что дело, скорее, в его недостатке. Однако так или иначе, но порой наши граждане такое скажут, что хоть все учебники истории переписывай. Глаза на прожитую жизнь открываются, хотя уши сворачиваются в трубочку...
Да вот — на днях в мэрии обсуждалось развитие берегов Преголи. И все присутствующие единодушно отметили: в 1970–1980-е годы из-за иной градостроительной политики город «отвернулся от реки». Да и горожане тоже... Но почему? Вот тут архитектор Олег Васютин и предположил, что это произошло потому, что из-за железного занавеса люди не пользовались лодками и у населения «не сложилось культуры пользования водой».
Очень интересно, а как этот архитектор представляет себе железный занавес? Честно говоря, я уже и не помню: он у нас в Кениге вдоль Преголи стоял или поперек? И где, кстати, — выше эстакады по течению или ниже? Наверное, выше — это же там люди из-за него не плавали туда-сюда на лодках, предпочитая преодолевать реку на машинах, автобусах и трамваях...
Хотя я того архитектора понимаю: если признать, что вода в реке грязная, рыбы в ней нет, лодку хранить негде, да и плавать на ней некуда и незачем — то это сколько работы, чтобы исправить положение, предстоит! То ли дело — железный занавес: сдал в металлолом — и все!
Статистика недели
Помните сказку про терем-теремок, господа? Там еще конец грустный: когда в теремок зверья набилось превыше всех санитарным норм, пришел медведь, сел сверху и всех задавил. А знаете, почему это произошло? Потому, что тогда не было статистики и никто не знал, что в среднем на каждого зверя в лесу приходится по полторы берлоги или норы. И каждый год кто-то копает новые...
Сейчас статистика, слава богу, есть — а потому мы знаем, что в настоящее время на каждого жителя региона, по ее данным, приходится 24,3 кв. м жилья. Более того, «ввод в эксплуатацию общей площади жилья в расчете на одного жителя Калининградской области в 2012 году составил 0,62 кв. м, что выше среднероссийского показателя — 0,42 кв. м». Ура!
Одно только плохо: у нас в очереди нуждающихся в жилье стоит 27 тыс. семей, и еще вдвое больше таких же просто не встают в очередь — за полной бесполезностью этого дела. Но статистика, к сожалению, не говорит, по сколько кв. см из упомянутых 62 м досталось нуждающимся. Но пусть их утешит то, что скоро на каждого калининградца будет приходится по 30 кв. м жилплощади. Правда, по-прежнему в среднем.
Впрочем, будем оптимистами: та же статистика сообщает, что за прошлый год очередь на жилье уменьшилась аж на 1 процент! То есть не пройдет и века...