Warning: exif_read_data() [function.exif-read-data]: Unable to open file in /home3/host1844173/host1844173.hostland.pro/htdocs/www/biz/templates/ja_purity/html/com_content/article/default.php on line 2

Warning: preg_replace() [function.preg-replace]: Empty regular expression in /home3/host1844173/host1844173.hostland.pro/htdocs/www/biz/templates/ja_purity/html/com_content/article/default.php on line 3
Ольга Бобровская
Печать

Покупатель голосует ногами


Супермаркеты начинают уступать в популярности рынкам
На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в апреле в 42 регионах России, выяснил, что подавляющее большинство россиян (72 процента) в кризис считают приоритетным адресатом для оказания государственной помощи сельское хозяйство. А в Северо-Западном федеральном округе за сельское хозяйство и вовсе высказалось 77 процентов.

В первую тройку вошли также строительная отрасль (31 процент) и пищевая промышленность (26 процентов).

Крыша над головой и хлеб насущный в трудные времена были и остаются главными условиями выживания. Меньше всего россияне ратуют за то, чтобы государство оказывало помощь торговле, рекламе, маркетингу. Что также вполне объяснимо: в кризис продукты первой необходимости в рекламе не нуждаются, а посредников и торгашей в народе и раньше считали виновниками роста цен на продукты.

Сегодня в Калининграде потребители за такие приоритеты голосуют ногами. На Центральном продовольственном рынке и в выходные, и в будни яблоку негде упасть. Что неудивительно: цены на рынке гораздо ниже, чем в супермаркетах. Даже оптовые базы, такие, как на улице Полоцкого, лишились ценовых преимуществ. Например, за малюсенький пучок подвявшего укропа в «Виктории» надо отдать 25 рублей, а на рынке пучок толще и свежее, к тому же стоит от 8 до 10 рублей.

rynokОвощи дешевле на 30, а то и 50 процентов. На магазинных прилавках парниковые огурцы до сих пор по сотне рублей за кило, тогда как на базаре цена давно раза в два ниже.

Парная свининка у фермеров идет от 150 до 170 рублей за килограмм, практически вровень с импортной заморозкой, предлагаемой в торговых сетях за 146  —160 рублей. Преимущество в свежей рыбе — тоже за рынком. Калининградцам понравилась и салачная ярмарка, когда рыбку из залива рыбаки продавали по самой низкой в городе цене — 25 рублей за килограмм. Генеральный директор ООО «Калининградский дом торговли» Иван Зубко видит две основные причины ценового преимущества рынка: во-первых, торговые ряды заметно пополнились местными производителями, во-вторых, стоимость аренды торговых мест не увеличилась.

В прошлом году рост цен на потребительском рынке был выше, чем в 2007 году. В области индекс потребительских цен за год составил 115,2 процента, это максимальный показатель по регионам Северо-Запада, а в целом по России — 113,3 процента (111,9 в 2007-м).

По данным Комитета государственной статистики, индекс потребительских цен в Калининградской области по итогам марта (к декабрю прошлого года) составил 106,1 — 106,6 процента. Выше, чем в целом  по России (105,4 процента). Мы обогнали и обе столицы: в Москве и Санкт-Петербурге ИПЦ с начала года составил 105,6 процента и 106,6 процента соответственно.

Согласно данным Госкомстата, в марте по-прежнему отмечался существенный прирост цен на сахар-песок (с начала года он подорожал на 28,7 процента). Стоимость фруктов выросла на 16,7 процента, бананов и винограда — на 14,4 и 6,0 соответственно. Подорожали чеснок и чай, кофе и замороженная рыба. На 4,6 — 4,8 процента увеличилась цена пива зарубежных торговых марок и некоторых видов овощных консервов, на 2,3 — 3,5 процента  — риса шлифованного, консервов мясных, мясокопченостей, макаронных изделий из муки высшего сорта, кетчупа, смесей сухих молочных для детского питания, оливкового масла, отдельных видов кондитерских изделий. На 0,6 процента в марте стало дешевле пшено, на 0,2  — 0,3 процента — творог жирный, пастеризованные молоко и молочный напиток, окорочка куриные.
«Васина корзина», за которой пристально следил «ТР», так подорожала, что стала зрелищем не для слабонервных и во избежание эксцессов исчезла с газетной полосы. Цены зашкаливают. Заметно опустели супермаркеты, вместительные коляски на колесах простаивают без дела.

Начальник управления экономического развития администрации города Владимир Кузин одной из причин такой ситуации называет тарифную политику: ведь тарифы прописаны в валюте, а валюта имеет свойство расти по отношению к рублю. Так как регион тесно связан с европейской экономикой, рост цен у нас неминуем. У торговых сетей больше издержек, поэтому
и цены в супермаркетах выше, чем на рынке. У местных же производителей и продавцов собственной продукции есть явные преимущества, фора во время кризиса. Такова реальная ситуация.

Поэтому не очень понятно, каким образом правительство и его министерство экономики будет выполнять задачу № 3, поставленную им перед самими собой. В докладе министра (ДРОНДе) она сформулирована так: «Создание благоприятной конкурентной среды на потребительском рынке». Согласно прогнозу чиновников, пик цен придется на нынешний 2009 год — 116,3 процента, а дальше будет планомерное снижение — к 2010-му до 114 процентов, а к 2013-му — до 109. Вполне возможно, что авторы документа имели в виду именно рост местного производителя.

Пока ученые вместе с чиновниками рисуют графики, взрослое население, в отличие от молодежи, выбирает не пепси, а рынок. И как-то уже забылись чудо-проекты его выселения из центра города. Всего несколько лет назад ослепленные блеском и комфортом супермаркетов отдельные руководители мечтали изжить Центральный рынок, вынести его на окраину, а центр застроить то ли элитным жильем, то ли брендовыми торговыми центрами. Рынок мешал тогдашним городским властям как кость в горле. Отголосок тех боев — до сих пор ничейная территория между «Эпицентром» и рынком не заасфальтирована и напоминает о прежнем раздрае.

Но битва Центрального рынка и властей не прекратилась, а только замерла. Да и судьба Захаровского и Балтийского тоже под вопросом. Видимо, не всем еще ясно, что в экономический кризис как раз рынки — прибежище и рассадник малого бизнеса. Торговля от прилавка спасает потребителя, голосующего за рынок своими ногами и нетугим кошельком.

Хиты: 3001