Warning: exif_read_data() [function.exif-read-data]: Unable to open file in /home3/host1844173/host1844173.hostland.pro/htdocs/www/biz/templates/ja_purity/html/com_content/article/default.php on line 2

Warning: preg_replace() [function.preg-replace]: Empty regular expression in /home3/host1844173/host1844173.hostland.pro/htdocs/www/biz/templates/ja_purity/html/com_content/article/default.php on line 3
Ольга Бобровская
Печать

Мужчина на час


Микробизнес в условиях кризиса: кто наточит ножи и перепадут ли с барского стола бюджетные крохи ремесленникам, надеющимся только на свои руки


Есть ли польза от кризиса? Существуют разные точки зрения на этот вопрос: от категорического «нет» до решительного «да». Истина, как всегда, где-то посередине. Просто, когда денег стало ощутимо меньше (не у всех, но у большинства), люди начали искать свои ниши, чтобы применить свои навыки и заработать — не всем же грабить банки и трясти банкоматы…

Одно из доказательств пользы кризиса красуется  на дверях подъезда. На серой металлической поверхности белеет листок бумаги. Самодельная реклама предлагает «мужчину на час»  — с гарантией (услуги быстрые и дешевые). В перечне  — все: от установки сантехники до сборки мебели. Особенно порадовало предложение «Выполним мелкий ремонт». Забить гвоздь теперь можно, вызвав «мужчину на час», а не перепиливая супруга пополам. Причем услуга опустошает семейный бюджет далеко не так, как покупка новой мебели или ремонт.

Обещанием мужской силы радует и другое объявление:  «Вызов на дом сантехника, плотника, электрика и другие мужские работы». По обозначенным телефонам отвечает приятный мужской голос (это важно!). Стоимость услуг обещается достаточно умеренная. Например, прибить полочку или сменить отвалившийся выключатель (и не один) стоит от трехсот рублей, включая вызов. Причем голос обещает: чем больше надо сделать в доме, тем меньше заплатите. Даже если отбросить рекламные преувеличения, услуга вполне приемлемая.

sapozhnikНа объявления, свидетельствующие об активизации малого «полового» бизнеса, можно наткнуться и не заглядывая в рекламные газеты — на столбах, дверях и даже кирпичных стенках помоек. Традиционно мужские работы — с молотком, напильником и отверткой. Традиционно женские — сетевой маркетинг косметики и парфюмерии. В автобусе можно нередко наблюдать  картинку: женщина-сетевичка успевает по пути  не только обработать десятки пассажирок, вручив им рекламки, но и продемонстрировать  преимущества своего парфюма на собственном, так сказать, примере.

Судя по объявлениям, выбор гендерных работ достаточно большой. А если еще и старое вспомнить —  точильщиков ножей, чистильщиков обуви…

Создается впечатление, что в сфере услуг есть подвижки: предложений много, и даже конкуренция наличествует.  Микробизнес заметно активизировался  — не без помощи экономических трудностей. Прошлым летом, например, подобрать рабочих для ремонта квартиры было сложно: за маленькие объемы брались неохотно. В 2008-м, по данным мониторинга экономики области, услуги составляли всего 1,5 процента, а торговля — более 58,8 процента. Соотношение для потребителя явно невыигрышное. Именно  услугами  — их количеством и качеством — чаще всего недовольны клиенты.

Еще одна тенденция — это снижение стоимости услуг. Рабочие руки нынче обходятся дешевле  — и это тоже результат кризиса (и его следствия — безработицы). Притом покупают их напрямую, а чем меньше посредников, чем меньше вмешательства государства, тем меньше надо платить.

Казалось бы,  сейчас самое время направить бюджетные деньги на поддержку (налоговую, имущественную, кредитную) микробизнеса, работающего в сфере услуг —эффект практически гарантирован. Правительство области заявило о том, что 300 млн рублей из федерального бюджета пойдут на дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.  В службе занятости уже проходят бесплатные семинары для желающих организовать собственное дело. На господдержку малого бизнеса областное правительство рассчитывает получить 93, 61 млн рублей. Из них до 14 млн  планируют пустить на гранты начинающим собственное дело, еще 30 — на микрозаймы, 19,61  — на субсидирование процентных ставок по кредитам и 30 млн — на гарантийный фонд (поручительство Фонда поддержки предпринимательства при недостаточном залоговом обеспечении).

Солидные, казалось бы, меры и внушительные суммы. В региональном  министерстве промышленности даже отметили, что впервые нашей области предоставляется столь существенная финансовая помощь из федеральной казны для малого предпринимательства. А если приплюсовать сюда новую редакцию региональной Программы поддержки малого и среднего предпринимательства на 2009  — 2013 годы с общим объемом  финансирования около 321, 2 млн рублей (из областного бюджета), в т. ч. на мероприятия 2009 года — около 68 млн. рублей, совсем радужная картинка получается.  В этом году вместе со средствами из федерального бюджета, по данным пресс-службы правительства, эта сумма составит  161,6 млн. рублей. По логике  — с такими вливаниями да при растущей конкуренции...

Но микробизнесменам некогда сидеть на семинарах, время — деньги. Люди, лишаясь работы или получая предложение на  6 тыс. рублей в месяц, больше надеются все-таки на свои руки.

Хиты: 2875