Warning: exif_read_data() [function.exif-read-data]: Unable to open file in /home3/host1844173/host1844173.hostland.pro/htdocs/www/biz/templates/ja_purity/html/com_content/article/default.php on line 2

Warning: preg_replace() [function.preg-replace]: Empty regular expression in /home3/host1844173/host1844173.hostland.pro/htdocs/www/biz/templates/ja_purity/html/com_content/article/default.php on line 3
Печать PDF

Консервативно и незаметно

Современный образ жизни основан на использовании электроэнергии. Мы привыкли к тому, что свет появляется после щелчка выключателя — в любое время суток. Очень многие люди вообще никогда не были в местах, где отсутствует электричество. О том, кто и как дает нам эту возможность, рассказывает главный инженер Городского предприятия электрических сетей ОАО «Янтарьэнерго» Кирилл Лошкарев.

— Чем занимается ваше предприятие?

— Городское предприятие электрических сетей (ГПЭС)  — один из трех сетевых филиалов ОАО «Янтарьэнерго», который занимается обслуживанием распределительных сетей в Калининграде. Это воздушные кабельные линии напряжения 6  — 10 кВ, трансформаторные и распределительные подстанции (более 600 наших и более 200, обслуживаемых по договорам), кабельные и воздушные линии напряжением до 1 кВ.

Протяженность наших сетей  — более 1 500 км.

loshkarevПрошу заметить, что мы отвечаем только за то, что находится у нас на балансе или в нашем обслуживании — это более 90 процентов всех электрических сетей Калининграда. Мы не занимаемся уличным освещением, сетями трамвайно-троллейбусного предприятия, железной дороги и числящимися на балансе управляющих компаний.
Основная наша функция  — наиболее простым и надежным способом довести электроэнергию от питающего центра до потребителя: жилого дома, предприятия, социального объекта.

ГПЭС состоит из нескольких служб. Оперативно-диспетчерская служба — наши глаза и уши. Она ведет режим, работает с обращениями потребителей, контролирует выполнение всех ремонтных работ. Служба линий занимается эксплуатацией и ремонтом воздушных и кабельных линий. В ее функции входит и надзор за проведением любых работ в охранных зонах кабельных линий и сохранность этих линий. Чем занимаются служба подстанций, служба электроизмерений, релейной защиты и автоматики, служба механизации и транспорта — понятно из названий.

Я хочу подчеркнуть, что везде у нас работает грамотный и опытный персонал. К счастью, энергетика — достаточно консервативная отрасль. Правила здесь разрабатываются очень тщательно и долго не меняются. Мы никогда не были революционерами и, наверное, не будем. Наша работа строго регламентирована. Для любой должности существует четко прописанный регламент и должностная инструкция. Для каждого вида деятельности существует конечная инструкция.

Немногие калининградцы представляют, что порой приходится делать для того, чтобы в наших домах горел свет, а производства не останавливались. Несколько лет назад на аллее Смелых повредили магистральный газопровод, а вместе с ним и две наши кабельные линии 10кВ. Половина Московского района висела на ниточке, которая могла оборваться из-за малейшей неприятности. И несколько наших бригад работали всю ночь в очень тяжелых условиях, чтобы восстановить нормальное электроснабжение.
А когда у нас пару лет назад были сильные морозы и у потребителей пропадал свет, то наши работники из дома поднимались по звонку и ехали на устранение неполадок по несколько раз за ночь. Точно так же мы работаем и в штормовую погоду. Принцип работы энергетика — максимально быстро восстановить подачу электроэнергии. Конечно, бывают ситуации, при которых мы не можем немедленно ликвидировать нарушение, потому что нужно время для подготовки либо объем повреждений таков, что в первую очередь восстанавливается электроснабжение наиболее важных объектов.

— Но все-таки порой люди сидят без света…

— Конечно, в Калининграде еще достаточно узких мест. Главная причина — старые, немецкой прокладки сети. Они постоянно повреждаются. Мы их меняем, но это очень капиталоемкий процесс. Нужны инвестиции. Мы зависим от тарифа  — больше ниоткуда мы денег не берем. И поэтому процесс идет медленнее, чем хотелось бы. При этом у нас огромное количество должников. Много электроэнергии воруют. В поселках, особенно где нет газового отопления, обходят счетчики, самовольно присоединяются к сетям и расходуют электроэнергию на обогрев. Это происходит в Большом Лермонтово, в части поселка А. Космодемьянского, где пока не реконструированы сети электроснабжения. А в Октябрьском  — просто дикое воровство. Там сети зимой перегружены в несколько раз! Мы боремся с этим и будем бороться дальше.

— А кто чаще всего повреждает линии электропередачи?

— Сторонние организации являются основными виновниками нарушений линий электропередач. Обычно эти линии повреждаются при земляных работах, строительстве, погрузочно-разгрузочных операциях в зоне отчуждения. То есть при раскопках задевают силовой кабель — из-за того, что копают там, где нельзя. Часто грузовики-самосвалы кузовом обрывают воздушные линии, потому что не соблюдают габариты проезда. Чем это чревато?

Есть три фактора: самый важный — нанесение вреда здоровью и даже жизни самого нарушающего. Человек может получить опасные травмы  — поражение электротоком и термические ожоги или вовсе погибнуть. Второй негативный фактор: из-за таких повреждений нарушается электроснабжение наших потребителей  — объектов социальной сферы, организаций и жителей Калининграда. Они начинают испытывать неудобства не по нашей вине. И хотя мы по закону не несем ответственности за такие случаи, мы считаем себя обязанными максимально быстро их устранить. Любой сбой электроснабжения (а в среднем восстановление нормальной работы требует от двух до пяти часов) приводит к каким-то потерям у наших потребителей. В большинстве случаев нам удается быстро подать электроэнергию по резервным схемам. Но даже небольшое ожидание — крайне неприятно.

И третий фактор — затраты, которые возникают при устранении последствий этих воздействий сторонних организаций. В 90 процентах случаев виновные в нарушениях возмещают нам убытки. В оставшихся 10 — всеми правдами и неправдами пытаются уйти от ответственности. С такими приходится разбираться через суд.

— Что такое «предшествующее воздействие»?

— Это действия, которые приводят к повреждениям линий энергоснабжения не сразу, а через какое-то время. Например, экскаватор работал в том месте, где проходит кабель. Он не порвал его, но в результате раскопок кабелю были нанесены повреждения, которые сказались позже. То есть у кабеля снизились электрические и механические свойства, а через какое-то время в результате физических процессов в этом месте появляется повреждение. Такие случаи составляют примерно половину от всех механических повреждений. И определение того, кто виноват, требует длительного расследования.

— И что чаще всего выясняется?

— Если обратиться к статистике, то видно, что в 2007 году был всплеск механических повреждений. Тогда очень много строили, ремонтировали, восстанавливали, в том числе и дороги. В 2008 году таких инцидентов поубавилось: строить стали меньше. В общем количестве технологических нарушений механические повреждения занимают 40 — 50 процентов.

Оставшееся — это иные причины, связанные в основном со старением оборудования либо некачественным выполнением работ при строительстве сетевого объекта. То есть если бы не было внешних вмешательств, то отключений было бы вполовину меньше. И о нас люди не вспоминали бы.

— А кто числится среди самых упорных нарушителей?

— Лет 8 — 10 назад основные проблемы энергетикам доставляли наши собратья по коммунальной сфере — «Водоканал», «Теплосети», газовики. Теперь же нарушений правил охраны электрических сетей этими организациями практически нет. Хотя их объемы раскопок — самые большие, и производятся они в основном в аварийном порядке и в сложных условиях. Больше всего сейчас вредят строители и организации, реконструирующие дороги, в том числе и занимающиеся переносом инженерных сетей. Одна организация умудрялась рвать кабель четыре раза — в одном и том же месте! Это говорит о низкой квалификации персонала.

Порой доходит до смешного. Например, наш обходчик трассы на строительном объекте выдает предписание, в котором строго запрещает продолжать работы в этом месте, поскольку нет согласований проекта  или самовольно расширены границы ранее согласованной зоны работ, не проведены необходимые исследования. Однако руководитель строительной организации говорит: «А с меня заказчик требует продолжения работ!» И как только наш обходчик уходит с объекта — там рвут кабель. То есть налицо низкая ответственность компаний, особенно иногородних.

Так же часто случаются повреждения из-за незнания. Например, частное лицо строит забор возле своего дома, или организация решила выкопать яму на своей территории. Им и в голову не приходит, что любая лопата должна втыкаться в землю в строгом соответствии с Правилами производства раскопок и благоустройства в городе Калининграде. А раскопки должны быть санкционированы и согласованы в административной технической инспекции, комитете архитектуры. А на работы, которые проходят в непосредственной близости от охранной зоны электрических сетей, необходимо наше разрешение. Всем, кто хочет что-то раскопать, сначала нужно задуматься над тем, что может быть там, в земле. Это может быть и наш кабель, и телефонный, и газовая труба, и водопровод, и канализация, и другие коммуникации. И их повреждение не только нарушит чей-то комфорт и производственный процесс, но и принесет убытки, а подчас и увечья копателям.

Никогда не лишне, чтобы организация, которая планирует какие-то земляные работы, обратилась в нашу группу кабельных трасс со своими исполнительными съемками и проектами, чтобы еще раз все перепроверить. Это недолгая процедура, всего минут 10 —15. Все проверяется сразу при обращении.

Нужно отметить, что сейчас мы получаем от жителей города много информации о раскопках и стройках. То есть калининградцы понимают, что света в доме может не быть не из-за нас, а из-за других. Это очень помогает в нашей работе, в первую очередь — в предупреждении повреждений наших коммуникаций. Мы всегда благодарим земляков за такие сообщения.

Энергетики стремятся к тому, чтобы о них вспоминали только тогда, когда приходят платежки за потребленную электроэнергию. Если мы незаметны, о нас забывают, — значит, мы работаем хорошо и у потребителей нет проблем.

Хиты: 3227
 
© «Тридевятый регион» 2009
Рейтинг@Mail.ru